Методические рекомендации по организации образовательного процесса

1.Общие положения
1.Профессиональная подготовка водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий организуется в соответствии с требованиями рабочих программ, которые разрабатывается на основе примерных программ профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 09 июля 2014 г., регистрационный N 33026).
2.Содержание рабочих программ представлено пояснительной запиской, учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения, условиями реализации, системой оценки результатов освоения, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию программ.
3.Учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.
Базовый цикл включает учебные предметы:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Психофизиологические основы деятельности водителя»;
«Основы управления транспортными средствами»;
«Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии».
Специальный цикл включает учебные предметы:
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории ( в соответствии с программой подготовки водителей транспортных средств);
«Вождение транспортных средств категории ( в соответствии с программой подготовки водителей транспортных средств (с механической трансмиссией/с автоматической трансмиссией)».
Профессиональный цикл включает учебные предметы:
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
4.Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.
Последовательность изучения разделов и тем учебных предметов базового, специального и профессионального циклов определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебные предметы базового цикла не изучаются при наличии права на управление транспортным средством любой категории или подкатегории (по желанию обучающегося).
5.Условия реализации рабочей программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию программы.
6.Рабочая программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
2.Методические рекомендации по организации образовательного процесса
1. Организация обучения должна обеспечивать высокое качество профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
Учебные группы профессионального обучения водителей транспортных средств численностью до 30 человек.
2. Учебный процесс организуется в один или несколько потоков (в одну или несколько смен) с учетом своевременного выполнения плановых заданий, равномерного распределения учебной нагрузки между преподавателями и мастерами производственного обучения, наиболее рационального и эффективного использования имеющейся учебно-материальной базы.
3. Основными видами учебных занятий водителей являются теоретические, лабораторно-практические и практические занятия. Все занятия должны проводиться в логической последовательности, способствуя формированию у обучаемых знаний, умений и навыков, необходимых водителю.
4. Теоретические занятия по каждому предмету (теме) должны планироваться, как правило, не более 2-х часов в день, практические занятия (лабораторно-практические) — 4 — 6 часов в день, для обучающихся без отрыва от производства не более 4-х часов. Для всех категорий обучающихся практические занятия по вождению планируются не более 4-х часов в день. Продолжительность одного часа теоретических, практических занятий — 45 мин. Продолжительность одного часа практических занятий по вождению автомобиля — 60 мин.
5. Обучение водителей осуществляется на автомобилях, соответствующей категории. Дополнительно могут изучаться особенности устройства и эксплуатации автомобилей других марок.
6. Для проведения занятий оснащаются и используются:
кабинеты (классы) по всем предметам обучения;
специализированные кабинеты (лаборатории) для практических занятий по техническому обслуживанию транспортных средств;
автодром.
7. Теоретические занятия проводятся в составе учебного группы преподавателем, практические занятия проводятся в составе учебной группы преподавателем и мастером производственного обучения. Практическое обучение вождению проводит мастер производственного обучения вождению индивидуально.
8. Содержание занятий по каждой теме предмета должно тесно увязываться с требованиями к уровню обученности водителя соответствующей категории и подкатегории.
9. При проведении занятий использовать методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные начальником НОУ Челябинская ОТШ ДОСААФ России и учебно-методические материалы, пособия и разработки, рекомендованные учебно-методическим советом ДОСААФ России.
10. На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе: документ на право обучения вождению транспортным средством соответствующей категории, документ на право управления транспортным средством соответствующей категории, копию лицензии образовательного учреждения на право ведения образовательной деятельности, схему учебных маршрутов, утвержденную начальником школы, свидетельство о регистрации транспортного средства, талон государственного технического осмотра, путевой лист, график очерёдности обучения вождению, план проведения занятия.
11. Обучение практическому вождению проводится на учебном транспортном средстве, оборудованном в установленном порядке и имеющим опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».
12. Обучение вождению автомобильной техники должно проводиться на закрытых площадках, автодромах, в условиях реального дорожного движения, при этом необходимо предоставлять обучающимся время для самостоятельного выполнения упражнений.
13. Обучение основам экстремального вождения проводить на специально подготовленных площадках и в условиях реальной обстановки.
14. По завершении обучения экзаменационная комиссия проводит итоговую аттестацию по предметам, по которым, согласно программы, предусматривается проверка знаний при проведении квалификационного экзамена.
15.Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
16.Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена могут привлекаются представители работодателей.
17.Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам, определенных рабочей программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий (подкатегорий).
18.Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утвержденных начальником школы.
19.Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством соответствующей категории (подкатегории) на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством соответствующей категории (подкатегории) в условиях дорожного движения.
20.Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
21.При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
22.Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются учебным отделом школы на бумажных и (или) электронных носителях.
3.Методические рекомендации для проведения различных форм учебных занятий по циклам и предметам обучения
Учебные предметы базового цикла
3.1 Предмет «Основы законодательства в сфере дорожного движения»
Раздел 1 «Законодательство в сфере дорожного движения»
По данному разделу проводятся, главным образом, теоретические занятия, где преподаватель доводит основные положения гражданского, административного и уголовного права, регулирующие отношения в сфере дорожного движения. Основные положения доводить под запись, рассматривать порядок действий в конкретных ситуациях с составлением схем дорожно-транспортных происшествий и других документов.
Раздел 2 «Правила дорожного движения»
При изучении данного раздела следует объяснить обучающимся, что большое количество материала механически запомнить невозможно. Каждый обучающийся должен точно понять правила дорожного движения.
Знание требований дорожных знаков, дорожной разметки, и порядка действия водителей по ним является основополагающим при изучении остальных разделов ПДД. При изучении данного раздела следует придерживаться следующей методики:
Информацию следует преподносить в следующей последовательности:
1. Точное название знака;
2.Что обозначает знак;
3. Где и как устанавливается (зона действия);
4. С какими знаками дополнительной информации (табличками) может устанавливаться;
5. Действия водителей по знаку.
Материал должен излагаться в медленном темпе, основные положения давать под запись, с разбором всех положений с использованием демонстрационных материалов, в результате у обучающихся будет задействована зрительная, слуховая и моторная память.
В последующем рекомендуется осуществлять закрепление материала устным опросом, с использованием билетов на бумажном носителе и обучающей и контролирующей программы на компьютерах, что стимулирует обучающихся более детально и качественно готовиться к каждому занятию самостоятельно.
Теоретические занятия по изучению нескольких тем завершаются практическими занятиями, где осуществляется закрепление изученного материала с помощью решения комплексных тематических задач, разбора типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов.
На завершающем этапе изучения правил дорожного движения, после решения «тематических задач» (или параллельно) переходить к решению экзаменационных билетов, постепенно увеличивая их объем.
3.2 Предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя»
По данному предмету проводятся, главным образом, теоретические занятия, где преподаватель доводит познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки, этические основы деятельности водителя, основы эффективного общения и эмоциональные состояния и профилактика конфликтов, качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности. Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения
Также предусматриваются практические занятия по саморегуляции и профилактики конфликтов и приобретении практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта.
3.3 Предмет «Основы управления транспортным средством»
По данному предмету предусмотрены теоретические занятия, основная цель которых ознакомить обучающихся с основными правилами безопасного управления транспортным средством на различных типах дорог, в разное время суток, в различных наиболее часто возникающих нештатных ситуациях. Данные занятия целесообразно проводить с широким использованием демонстрационных материалов, в том числе возможностей мультимедийных комплексов и видеоаппаратуры. Освоение положений данного предмета является предпосылкой успешного обучения практическому вождению.
Рассмотрение теоретических вопросов должно сопровождаться примерами из практики управления транспортными средствами, разбором конкретных конфликтных ситуаций.
3.4 Предмет «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»
Преподаватель по данному предмету должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.
Предмет представляет собой комплекс теоретических и практических занятий, которые должны проводиться в специализированном классе с использованием тренажеров и необходимого медицинского оборудования.
На теоретических занятиях изучается порядок оказания первой помощи в ДТП при различных видах травм, занятия должны сопровождаться широким использованием демонстрационных материалов, таких как: мультимедийный комплекс с комплектом соответствующих презентаций, плакатов и медицинских материалов. Рекомендуется для укрепления степени освоения материала, в конце каждого теоретического занятия демонстрировать учебный видеофильм по теме занятия.
По каждой теме предусмотрены практические занятия, на которых обучающиеся посредством практического выполнения вопросов по оказанию первой медицинской помощи, укрепляют полученные теоретические знания и получают определенные навыки. Особое внимание на практических занятиях должно обращаться на правила извлечения пострадавшего из автомобиля , правилами использования медицинской аптечки и других подручных средств для оказания пострадавшему первой помощи и подготовки его к транспортировке, правилам остановки кровотечений, наложения жгутов и фиксирующих повязок, методике проведения искусственного дыхания и массажа сердца.
Учебные предметы специального цикла
3.5 Предмет «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (изучаемой категории) как объектов управления»
Теоретические занятия, как правило, проводятся в составе учебной группы. Лабораторно-практические занятия (тренировки) проводятся в составе бригад. Их состав определяется до начала занятий и должен оставаться постоянным в течение всего периода обучения.
Теоретические занятия по устройству и техническому обслуживанию автомобиля рекомендуется проводить в следующей последовательности:
— название агрегата (системы, механизма, прибора, сборочной единицы);
— назначение, расположение и крепление;
— устройство и принцип действия (работы);
— основные характеристики, параметры регулировки и контроля, характерные неисправности и их признаки, причины и способы устранения;
— периодичность технического обслуживания.
Изучение агрегата (системы, прибора и т.п.) сопровождается показом их на автомобиле (стенде, плакате), просмотром фрагментов из учебных фильмов (видеофильмов) и использованием других технических средств обучения.
При проведении теоретических занятий по устройству и техническому обслуживанию особое внимание следует обращать на знание и умение обучаемых обнаруживать и устранять неис¬правности, которые влияют на безопасность дорожного движе¬ния.
Практические занятия, тренировки проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний обучаемых по изученной теме, привития им умений и навыков по техническому обслуживанию изученных агрегатов (механизмов, систем, приборов и т.п.) автомобиля, а также обнаружению и устранению простейших неисправностей.
Они проводятся под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения.
3.6 Предмет «Основы управления транспортными средствами (определенной категории в зависимости от программы»
По данному предмету предусмотрены теоретические занятия, основная цель которых ознакомить обучающихся с основными правилами безопасного управления транспортным средством категории «В» на различных типах дорог, в разное время суток, в различных наиболее часто возникающих нештатных ситуациях. Данные занятия целесообразно проводить с широким использованием демонстрационных материалов, в том числе возможностей мультимедийных комплексов и видеоаппаратуры. Освоение положений данного раздела является предпосылкой успешного обучения практическому вождению.
3.7 Предмет «Вождение транспортных средств категории « в зависимости от изучаемой категории»
Организация обучения вождению транспортных средств категории предусматривает: первоначальное обучение вождению и обучение вождению в условиях дорожного движения.
Первоначальное обучение вождению машин целесообразно осуществлять поэтапно:
1этап. Ознакомление с транспортным средством.
2этап. Рабочее место водителя. Органы управления и приемы пользования ими.
3этап. Отработка первоначальных навыков управления автомобилем.
4этап. Управление автомобилем на закрытой от дорожного движения площадке.
Целью обучения на 1 этапе является — сформировать целостное представление об автомобиле, его функциональности и устройстве. Первоначально кандидат в водители должен осуществить визуальный осмотр автомобиля, получить представления о габаритах автомобиля и соотношении их с дорогой. Следующим звеном в знакомстве с автомобилем будет являться знакомство с устройством автомобиля (что является источником энергии на автомобиле, за счет чего автомобиль движется, как управляется режим движения и др.).
Целью обучения на 2 этапе является — познакомить кандидата в водители с рабочим местом водителя, его устройством. Сформировать представление о правильности посадки водителя, влиянии ее на качественные показатели управления автомобилем. Познакомить с органами управления и контрольными приборами, их назначением. Выработать у будущих водителей правильность в пользовании органами управления и осуществлении контроля технических параметров автомобиля. Целесообразно данный этап проводить в тренажерном классе, с использованием автомобильных тренажеров , которые полностью повторяют рабочее место водителя с сопутствующими органами управления конкретной марки автомобиля. Поэтому представление рабочего места, органов управления и действия ими должны сопровождаться демонстрацией каждого элемента, его функционированием и приемом пользования.
Целью обучения на 3 этапе является — выработать у кандидатов в водители умения трогаться с места, осуществлять переключение передач, останавливаться. Сформировать у будущих водителей приемы управления рулевым колесом автомобиля, адекватные конкретным условиям движения. Привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системой.
Данный этап отличает высокая динамичность в деятельности обучающихся, направленной на достижение поставленных целей, обуславливая тем самым переход от теоретической части обучения к практической. Большую значимость данному занятию придает степень реализации поставленных задач, создающая предпосылки для плодотворной деятельности обучения практическому вождению на автомобиле, ввиду чего необходимо осуществлять учебную деятельность в рамках данного этапа в условиях, максимально соответствующих действительности. Такую возможность дают автомобильные тренажеры, о которых упоминалось ранее.
Целесообразно объяснение правил пользования органами управления осуществлять четко, не спеша, подробно и последовательно, чтобы обучающиеся имели возможность усваивать предлагаемое и правильно реализовывать.
Целью обучения на 4 этапе является — выработка у водителей навыков трогания с места, разгона, торможения. Важное место в подготовке занимают закрепление и совершенствование координации рук при скоростном рулении и формирование «чувства» габаритов автомобиля. Обучение проводится на закрытой площадке (автодроме).
1.Обучение технике трогания с места, переключения передач
После обучения технике трогания с места и переключения передач на месте водители приступают к тренировке выполнения этих приемов в движении. Отработка вопросов проводится в два этапа:
на первом этапе обучение осуществляется следующим образом: трогание с места и остановка. Как правило, навыки приобретаются после 70-90 троганий;
на втором этапе упражнение усложняется и проводится в следующей последовательности: трогание с места, разгон и переключение передач в восходящем потоке, остановка. После усвоения этого вопроса отрабатывается вопрос переключения передач в нисходящем потоке. Затем вопросы трогания, разгона, переключения передач в восходящем и нисходящем потоках отрабатываются в комплексе без остановки машины.
2. Обучение технике торможения
Все способы торможения следует отрабатывать первоначально на покрытии с высоким коэффициентом сцепления, а затем — с низким.
Задачей этого этапа является выработка навыков синхронного действия педалями (управления подачей топлива, тормоза, сцепления), умения распределить усилие нажатия на педаль тормоза без блокировки колес.
Упражнение следует выполнять в следующей последовательности:
первый этап — торможение двигателем без переключения передач;
второй этап — торможение двигателем с переключением передач на низшую передачу без увеличения подачи топлива;
третий этап — торможение двигателем и рабочей тормозной системой без переключения передач;
четвертый этап — торможение двигателем и рабочей тормозной системой с переключением передач.
3.Обучение технике скоростного маневрирования
Методика обучения включает в себя комплекс упражнений, которые направлены на привитие скоростного маневрирования.
Упражнение комплекса позволяет довести до автоматизма навыки скоростного руления: поворота, перехвата, выравнивания, а так же предварительного захвата и контрсмещения. Основой комплекса является упражнение типа «змейка», позволяющее многократно имитировать различные условия прохождения поворотов.
Вначале обучение проводится на площадке с высоким коэффициентом сцепления (асфальт, бетон и другие покрытия). Затем с целью приобретения «чувства» заноса и момента потери устойчивости управления автомобилем обучение целесообразно перевести на площадку со скользким покрытием (лед, укатанный снег, мокрая дорога).
Наряду с совершенствованием техники руления комплекс упражнений позволяет обучаемым приобрести базовые навыки для действий в критических ситуациях, умение прогнозировать и практически выполнять сложные траектории движения, освоить технику управления автомобилем в повороте, приобрести навыки скоростного маневрирования.
Обучение вождению в условиях дорожного движения предусматривает два этапа.
Целью обучения на 1-ом этапе является – отработка начальных навыков вождения в условиях реального дорожного движения. Упражнение отрабатывается на маршрутах с малой интенсивностью движения.
На данном этапе обучения отрабатываются следующие навыки: выезд на дорогу из прилегающей территории; движение в транспортном потоке; остановка и начало движения; движение на поворотах с ограниченной видимостью; движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения; проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов; встречный разъезд в узких проездах; объезд препятствия; проезд перекрестка; действия водителя при проезде перекрестка; действия по сигналу светофора (регулировщика); проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении; выбор траектории движения; перестроение; выбор скорости движения; пользование контрольно-измерительными приборами.
Перед началом выполнения упражнения инструктор подробно доводит до обучающегося порядок его выполнения, особенности маршрута движения, проверяет знание основных положений правил дорожного движения в объеме выполняемого упражнения. По завершению выполнения упражнения проводит подробный разбор упражнения с указанием совершенных ошибок.
Целью обучения на 2-ом этапе является – совершенствование навыков вождения в условиях реального дорожного движения с постепенным усложнением дорожной обстановки.
На данном этапе отрабатывается: движение в плотном транспортном потоке; остановка и начало движения; движение на поворотах с ограниченной видимостью; движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения; проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов; отработка приемов парковки; встречный разъезд в узких проездах; объезд препятствия; движение по мостам и путепроводам; проезд железнодорожных переездов.
Порядок действий мастера производственного обучения вождения аналогичен действиям на предыдущем этапе.
Учебные предметы профессионального цикла
3.8 Предмет «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»
Предмет изучается на теоретических занятиях, где обучающимся доводятся под запись основные положения по организации перевозок, правилам перевозки различных видов грузов, в том числе опасных, правилам оформления путевой документации, основные положения законов о труде работников автотранспортных предприятий.
3.9 Предмет «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом»
Предмет изучается на теоретических занятиях, где обучающимся доводятся под запись основные положения по организации пассажирских перевозок, правилам перевозки и соблюдению техники безопасности при перевозке людей.
4.Оценка результатов освоения рабочей программы
Организация и осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации и после обсуждения методических рекомендаций по организации образовательного процесса в школе и утверждения начальником школы, рекомендуется к использованию в учебном процессе.
Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Экзаменационная комиссия проводит итоговую аттестацию по предметам, по которым, согласно программы, предусматривается проверка знаний при проведении квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен включает в себя:
практическую квалификационную работу;
проверку теоретических знаний.
Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются.
К проведению квалификационного экзамена могут привлекаться представители работодателей.
Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам:
«Основы законодательства в сфере дорожного движения»;
«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» как объектов управления»;
«Основы управления транспортными средствами категории «B»;
«Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом»;
«Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом».
Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, утверждаемых руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов. На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством изучаемой категории на закрытой площадке или автодроме. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством изучаемой категории в условиях дорожного движения.
Результаты квалификационного экзамена оформляются протоколом. По результатам квалификационного экзамена выдается свидетельство о профессии водителя.
При обучении вождению на транспортном средстве, оборудованном автоматической трансмиссией, в свидетельстве о профессии водителя делается соответствующая запись.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются учебным отделом школы, на бумажных и электронных носителях.