Методические рекомендации по организации образовательного процесса по подготовке водитлей ТС категории В

Скачать

Предмет

«Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Раздел 1 «Правила дорожного движения»

При изучении данного раздела следует объяснить обучающимся, что большое количество материала механически запомнить невозможно.
Каждый обучающийся должен точно понять правила дорожного движения. Не заучить в процессе зубрежки, а именно понять.
Знание требований дорожных знаков, дорожной разметки, и порядка действия водителей по ним является основополагающим при изучении остальных разделов ПДД.
При изучении данного раздела следует придерживаться следующей методики:
Информацию следует преподносить в следующей последовательности:

1. точное название знака;
2. что обозначает знак;
3. где и как устанавливается (зона действия);
4. с какими знаками дополнительной информации (табличками) может устанавливаться;
5. действия водителей по знаку.
Материал должен излагаться в медленном темпе, основные положения давать под запись, с разбором всех положений с использованием демонстрационных материалов, в результате у обучающихся будет задействована зрительная, слуховая и моторная память.

В последующем рекомендуется осуществлять закрепление материала устным опросом, с использованием билетов на бумажном носителе и обучающей и контролирующей программы на компьютерах, что стимулирует обучающихся более детально и качественно готовиться к каждому занятию самостоятельно.

Теоретические занятия по изучению нескольких тем завершаются практическими занятиями, где осуществляется закрепление изученного материала с помощью решения комплексных тематических задач, разбора типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов.

На завершающем этапе изучения правил дорожного движения, после решения «тематических задач» (или параллельно) переходить к решению экзаменационных билетов, постепенно увеличивая их объем.

Раздел 2 «Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения»

По данному разделу проводятся, главным образом, теоретические занятия, где преподаватель доводит основные положения гражданского, административного и уголовного права, регулирующие отношения в сфере дорожного движения.

Основные положения доводить под запись, рассматривать порядок действий в конкретных ситуациях с составлением схем дорожно-транспортных происшествий и других документов.

Предмет

«Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления»

Теоретические занятия, как правило, проводятся в составе учебной группы (взвода). Лабораторно-практические занятия(тренировки) проводятся в составе отделений (бригад, расчетов). Их состав определяется до начала занятий и должен оставаться постоянным в течение всего периода обучения.

Теоретические занятия по устройству и техническому обслуживанию автомобиля рекомендуется проводить в следующей последовательности:

— название агрегата (системы, механизма, прибора, сборочной единицы);

— назначение, расположение и крепление;

— устройство и принцип действия (работы);

— основные характеристики, параметры регулировки и контроля, характерные неисправности и их признаки, причины и способы устранения;

— периодичность технического обслуживания.

Изучение агрегата (системы, прибора и т.п.) сопровождается показом их на автомобиле (стенде, плакате), просмотром фрагментов из учебных фильмов (диафильмов) и использованием других технических средств обучения.
При проведении теоретических занятий по устройству и техническому обслуживанию особое внимание следует обращать на знание и умение обучаемых обнаруживать и устранять неис­правности, которые влияют на безопасность дорожного движе­ния.

Лабораторно-практические, практические занятия, тренировки проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний обучаемых по изученной теме, привития им умений и навыков по техническому обслуживанию изученных агрегатов (механизмов, систем, приборов и т.п.) автомобиля, а также обнаружению и устранению простейших неисправностей.
Они проводятся под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения.

Предмет

«Психофизиологические основы деятельности водителя»

По данному разделу предусмотрены, главным образом, теоретические занятия, где преподаватель доводит понятия о психических свойствах разных людей и их влиянии на процесс управления автомобилем. Качества, которыми должен обладать идеальный водитель.

Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности. Профилактика утомления.

Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении транспортным средством. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения.

Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.

Рассмотрение теоретических вопросов должно сопровождаться примерами из практики управления транспортными средствами, разбором конкретных конфликтных ситуаций.

Предмет

«Основы управления транспортными средствами категории «В»

По данному разделу предусмотрены теоретические занятия, основная цель которых ознакомить обучающихся с основными правилами безопасного управления транспортным средством на различных типах дорог, в разное время суток, в различных наиболее часто возникающих нештатных ситуациях.

Данные занятия целесообразно проводить с широким использованием демонстрационных материалов, в том числе возможностей мультимедийных комплексов и видеоаппаратуры.

Освоение положений данного раздела является предпосылкой успешного обучения практическому вождению.

Предмет

«Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии»

Преподаватель по предмету должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Предмет представляет собой комплекс теоретических и практических занятий, которые должны проводиться в специализированном классе с использованием тренажеров и необходимого медицинского оборудования.

На теоретических занятиях изучается порядок оказания первой помощи в ДТП при различных видах травм, занятия должны сопровождаться широким использованием демонстрационных материалов, таких как: мультимедийный комплекс с комплектом соответствующих презентаций, плакатов и медицинских материалов.

Рекомендуется для укрепления степени освоения материала, в конце каждого теоретического занятия демонстрировать учебный видеофильм по теме занятия.

По каждой теме предусмотрены практические занятия, на которых обучающиеся посредством практического выполнения вопросов по оказанию первой медицинской помощи, укрепляют полученные теоретические знания и получают определенные навыки.

Особое внимание на практических занятиях должно обращаться на правила извлечения пострадавшего из автомобиля, правилами использования медицинской аптечки и других подручных средств для оказания пострадавшему первой помощи и подготовки его к транспортировке, правилам остановки кровотечений, наложения жгутов и фиксирующих повязок, методике проведения искусственного дыхания и массажа сердца.

Предмет

«Вождение машин»

Обучение вождению машин целесообразно осуществлять поэтапно:

1 этап. Ознакомление с транспортным средством.

2 этап. Рабочее место водителя. Органы управления и приемы пользования ими.

3 этап. Отработка первоначальных навыков управления автомобилем.

4 этап. Управление автомобилем на закрытой от дорожного движения площадке.

5 этап. Управление автомобилем в условиях реального дорожного движения.

6 этап. Управления автомобилем в особых условиях.

Целью обучения на 1 этапе является — сформировать целостное представление об автомобиле, его функциональности и устройстве. Первоначально кандидат в водители должен осуществить визуальный осмотр автомобиля, получить представления о габаритах автомобиля и соотношении их с дорогой. Следующим звеном в знакомстве с автомобилем будет являться знакомство с устройством автомобиля (что является источником энергии на автомобиле, за счет чего автомобиль движется, как управляется режим движения и др.).

Целью обучения на 2 этапе является — познакомить кандидата в водители с рабочим местом водителя, его устройством. Сформировать представление о правильности посадки водителя, влиянии ее на качественные показатели управления автомобилем. Познакомить с органами управления и контрольными приборами, их назначением. Выработать у будущих водителей правильность в пользовании органами управления и осуществлении контроля технических параметров автомобиля. Целесообразно данный этап проводить в тренажерном классе, с использованием автомобильных тренажеров , которые полностью повторяют рабочее место водителя с сопутствующими органами управления конкретной марки автомобиля. Поэтому представление рабочего места, органов управления и действия ими должны сопровождаться демонстрацией каждого элемента, его функционированием и приемом пользования.

Целью обучения на 3 этапе является — выработать у кандидатов в водители умения трогаться с места, осуществлять переключение передач, останавливаться. Сформировать у будущих водителей приемы управления рулевым колесом автомобиля, адекватные конкретным условиям движения. Привить необходимость правильного использования стояночной тормозной системой.

Данный этап отличает высокая динамичность в деятельности обучающихся, направленной на достижение поставленных целей, обуславливая тем самым переход от теоретической части обучения к практической. Большую значимость данному занятию придает степень реализации поставленных задач, создающая предпосылки для плодотворной деятельности обучения практическому вождению на автомобиле, ввиду чего необходимо осуществлять учебную деятельность в рамках данного этапа в условиях, максимально соответствующих действительности. Такую возможность дают автомобильные тренажеры, о которых упоминалось ранее.

Целесообразно объяснение правил пользования органами управления осуществлять четко, не спеша, подробно и последовательно, чтобы обучающиеся имели возможность усваивать предлагаемое и правильно реализовывать.

Целью обучения на 4 этапе является — выработка у водителей навыков трогания с места, разгона, торможения. Важное место в подготовке занимают закрепление и совершенствование координации рук при скоростном рулении и формирование «чувства» габаритов автомобиля. Обучение проводится на закрытой площадке.

1. Обучение технике трогания с места, переключения передач.

После обучения технике трогания с места и переключения передач на месте водители приступают к тренировке выполнения этих приемов в движении. Отработка вопросов проводится в два этапа:

на первом этапе обучение осуществляется следующим образом: трогание с места и остановка. Как правило, навыки приобретаются после 70-90 троганий;

на втором этапе упражнение усложняется и проводится в следующей последовательности: трогание с места, разгон и переключение передач в восходящем потоке, остановка. После усвоения этого вопроса отрабатывается вопрос переключения передач в нисходящем потоке. Затем вопросы трогания, разгона, переключения передач в восходящем и нисходящем потоках отрабатываются в комплексе без остановки машины.

2. Обучение технике торможения

Все способы торможения следует отрабатывать первоначально на покрытии с высоким коэффициентом сцепления, а затем — с низким.

Задачей этого этапа является выработка навыков синхронного действия педалями (управления подачей топлива, тормоза, сцепления), умения распределить усилие нажатия на педаль тормоза без блокировки колес.

Упражнение следует выполнять в следующей последовательности:

первый этап — торможение двигателем без переключения передач;

второй этап — торможение двигателем с переключением передач на низшую передачу без увеличения подачи топлива;

третий этап — торможение двигателем и рабочей тормозной системой без переключения передач;

четвертый этап — торможение двигателем и рабочей тормозной системой с переключением передач.

3. Обучение технике скоростного маневрирования

Методика обучения включает в себя комплекс упражнений, которые направлены на привитие скоростного маневрирования.

Упражнение комплекса позволяет довести до автоматизма навыки скоростного руления: поворота, перехвата, выравнивания, а так же предварительного захвата и контрсмещения. Основой комплекса является упражнение типа «змейка», позволяющее многократно имитировать различные условия прохождения поворотов.

Вначале обучение проводится на площадке с высоким коэффициентом сцепления (асфальт, бетон и другие покрытия). Затем с целью приобретения «чувства» заноса и момента потери устойчивости управления автомобилем обучение целесообразно перевести на площадку со скользким покрытием (лед, укатанный снег, мокрая дорога).

Наряду с совершенствованием техники руления комплекс упражнений позволяет обучаемым приобрести базовые навыки для действий в критических ситуациях, умение прогнозировать и практически выполнять сложные траектории движения, освоить технику управления автомобилем в повороте, приобрести навыки скоростного маневрирования.