Автошкола — учебное заведение специального образования, предназначенное для подготовки водителей. В автошколе ведется подготовка водителей к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами. Экзамены на право управления транспортными средствами каждой категории сдаются отдельно. Автошколы, готовящие водителей транспортных средств категории «A», обыкновенно называют мотошколами.
Категории транспортных средств
«А» — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства.
«В» — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест,помимо сиденья водителя, не превышает 8 мест.
«С» — автомобили, предназначенные для перевозки грузов, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов.
«D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
«Е» — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Водительское удостоверение с разрешающей отметкой «трамвай» подтверждает право на управление только трамваем,с отметкой «троллейбус» — только троллейбусом.
Водители, имеющие право на управление транспортными средствами категории «В», «С» или «D», но не имеющие право на управление транспортными средствами категории «E», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Обучение в Автошколе
В России на обучение в автошколы принимают лиц, прошедших специальную медицинскую комиссию (в ряде случаев её можно пройти прямо в самой автошколе) и достигающих определённого возраста на момент окончания автошколы (16лет-для категории «A»,18 лет-для категорий «B» и «C»,20 лет-для категорий «D», «трамвай» и «троллейбус»).
Общий срок обучения в автошколе обычно составляет 2,5 месяца. За это время в автошколе проходят теорию (Правила дорожного движения, технические особенности автомобиля, оказание первой медицинской помощи), практику (учебная езда на автодроме и в городе), а также сдают внутренние экзамены.
Как правило, внутренние экзамены копируют аналогичные экзамены в МРЭО, но некоторые автошколы специально усложняют условия сдачи экзамена.
Учебная езда
Первоначальное обучение вождению должно производиться только на специальных закрытых площадках или на автодромах. (Некоторые автошколы также используют программы-тренажёры для обучения водителей).
Учебная езда по городу в России разрешается только при соблюдении следующих условий:
• обучаемый достиг возраста 14 лет-при обучении на мотоцикле или 16 лет-при обучении на автомобиле;
• обучаемый знает и выполняет Правила дорожного движения;
• обучаемый имеет первоначальные навыки управления транспортным средством;
• рядом с обучаемым присутствует мастер производственного обучения по вождению.
Инструктор должен соответствовать определённым требованиям. Так, он обязан иметь стаж управления данным транспортным средством не менее 3 лет и иметь специальное разрешение на право обучения вождению на данном виде транспортного средства.
Учебное транспортное средство должно быть в обязательном порядке отмечено знаком «Учебное транспортное средство» (на транспортных средствах категории «B» допускается установка данного знака на крыше автомобиля). Также учебный транспорт должен быть оборудовано дополнительным зеркалом заднего обзора для инструктора, а также дополнительными педалями тормоза и сцепления.
Учебная езда допускается только по специальным учебным маршрутам, список которых утверждает сама автошкола. Во время самой учебной езды инструктор имеет право не пристёгиваться ремнями безопасности.
Учебная езда запрещена:
• на автомагистралях;
• на дорогах, отмеченных знаком «Дорога для автомобилей»;
• в жилых зонах и на дворовых территориях;
• на дорогах, которые официально запрещены для учебной езды (их список составляет местное отделение ГИБДД).
Экзамены
Экзамены на право управления транспортным средством сдаются в МРЭО (межрайонном экзаменационном отделении). Экзамен состоит из 2 этапов: теоретического и практического. Практическая часть в свою очередь также делится на 2 этапа: вождение на закрытой площадке (автодроме) и вождение в городе.
Экзамен на право управление транспортными средствами категории «A» состоит только из сдачи теории и сдачи первого этапа практической части (без вождения в городе), экзамен на право управление транспортными средствами категории«E» состоит только из практического этапа, а экзамен на право управления транспортными средствами категорий«трамвай» и «троллейбус»-только из теоретического.
Теоретическая часть
При проведении теоретической части экзамена проверяются знания экзаменуемого в области:
1. правил дорожного движения Российской Федерации;
2. Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
3. законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения, а также уголовной, административной и иной ответственности водителей транспортных средств;
4. технических аспектов безопасного управления транспортным средством;
5. факторов, способствующих возникновению дорожно-транспортных происшествий;
6. элементов конструкции транспортного средства, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения;
7. методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.
Теоретический экзамен в МРЭО состоит из одного билета, в котором 20 вопросов, каждый из которых имеет варианты ответа на выбор (только один из них является правильным). Экзаменуемому предлагается за 20 минут ответить на предложенные 20 вопросов. При этом, чтобы сдать экзамен, необходимо верно ответить на 18 и более ответов из 20 предложенных (то есть допускается сделать 2 ошибки). Если экзаменуемый ответил верно менее чем на 18 вопросов,а также в случае, если экзаменаторы заметили, что во время экзамена он пользуется справочной литературой либо переговаривается с другими лицами, ему выставляется оценка «Не сдал». Пересдача теоретического экзамена допускается неограниченное количество раз, но она осуществляется на платной основе и не ранее, чем через 1 неделю после предыдущей неудачной сдачи.
Сам экзамен может проводиться как при помощи ЭВМ, так и в виде письменных ответов на билеты. Всего существует 40 возможных билетов для теоретического экзамена. Таким образом, общее количество возможных вопросов составляет 800.
Практическое вождение на автодроме
На первом этапе экзаменуемый должен показать умения:
1. трогания с места на подъёме;
2. разворота при ограниченной ширине проезжей части при одноразовом включении передачи заднего хода;
3. движения и маневрирования задним ходом;
4. торможения и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренную остановку;
5. управления на малой скорости (для транспортных средств категории «А»).
Экзамен категории «B» на автодроме состоит из пяти возможных упражнений: трогание на подъёме («горка»), змейка,параллельная парковка, въезд в бокс, разворот. Из них уполномоченный инспектор выбирает три (трогание на подъёме — обязательно) и предлагает выполнить экзаменуемому. В отдельных случаях перед экзаменом может быть разрешена пробная поездка (не более 2 минут), ошибки, выполненные в ходе пробной поездки, не учитываются и экзаменуемый может после неё отказаться от экзамена (при этом попытка сдачи экзамена не учитывается).
При выполнении упражнения «трогание на подъёме » экзаменуемый должен заехать на специальную эстакаду, затем остановиться и тронуться на подъёме. Скатиться вниз при этом допускается не более чем на 30 см. Данное упражнение выполняется только на механической коробке передач (при экзамене на категорию «D» допустимо использовать АКП).
При выполнении упражнения «змейка» экзаменуемый должен проехать по прямой, объезжая разметочное оборудование.
При выполнении упражнения «параллельная парковка» от экзаменуемого требуется задним ходом поставить автомобиль на воображаемую стоянку между двумя воображаемыми автомобилями.
Упражнения «въезд в бокс» состоит во въезде в воображаемый гараж задним ходом.
При выполнении упражнения «разворот» от экзаменуемого требуется в 3 приёма развернуть машину на 180 градусов в узком пространстве.
При выполнении ошибок в экзаменационных упражнениях экзаменуемому начисляются штрафные баллы: 1 балл — за незначительную ошибку, 3 балла — за среднюю ошибку, 5 баллов — за грубую ошибку. Если экзаменуемый набрал 5 и более штрафных баллов — ему за это упражнение выставляется оценка «Не сдал».
Экзамен считается сданным, если экзаменуемый верно выполнил все три упражнения. Если экзаменуемый «провалил» 2 и более упражнений — он считается не сдавшим экзамен. Если он «провалил» только одно упражнение, ему разрешается заново сдать его. В этом случае итог экзамена зависит от того, сдаст или не сдаст экзаменуемый данное упражнение.
Практическое вождение в городе
На заключительном этапе вождения в условиях реального дорожного движения (в городе) экзаменуемый должен показать умения:
1. правильно оценить дорожную ситуацию;
2. своевременно и правильно реагировать на неё;
3. выполнять требования знаков и разметки;
4. взаимодействовать с другими участниками дорожного движения.
Вторая часть практического экзамена обыкновенно состоит в том, что экзаменуемому предлагают в присутствии инспектора проехать по учебному маршруту. За каждую ошибку экзаменуемому начисляют штрафные баллы (система начисления такая же, как и на первом этапе практического экзамена).